Как не стать жертвой моббинга?
11 июля 2008Автор: rabotagrad.ru
Нельзя недооценивать такое явление как моббинг, так как неблагоприятная атмосфера в коллективе отражается на финансовых показателях: возрастает текучесть кадров, падает производительность труда.
Принято выделять следующие «внутренние стимулы» к моббингу: страх, настороженное отношение ко всему новому, необычному, отсюда неприятие новых сотрудников, выделяющихся из общей массы; внутреннее напряжение, скопившееся в коллективе ранее по ряду причин (например, неорганизованность рабочего процесса, некорректная постановка задач, и т.п.). Тогда моббинг становится способом разрядки; безделье, отсутствие ориентированности на результат в своей работе и переключение внимания на других работников. Можно сказать, что в самой природе организационной структуры заложены предпосылки к возникновению конфликта, поэтому профилактику моббинга следует проводить постоянно.
Для этого руководству необходимо уделять внимание развитию сотрудников внутри компании, менеджерам по персоналу важно подбирать новых работников, интересы которых соответствуют существующей корпоративной культуре, и которые легко войдут в сложивший коллектив. Также нужно сближать сослуживцев, проводя неформальные мероприятия. Ни в коем случае не поддерживать сотрудников, стремящихся очернить своих коллег, важно показать персоналу, что руководство фирмы против моббинга.
Слово «моббинг» в нашем деловом лексиконе сравнительно новое. Мне, к счастью, не приходилось сталкиваться с моббингом на практике, но проблема становится особенно актуальной, когда желание сделать карьеру любой ценой никого не удивляет. Причины возникновения этого явления кроются в неоднозначно установленном круге деловых обязанностей сотрудников, в плохой организации труда, отсутствии нужной мотивации.
У данного малоприятного явления есть и психологическая сторона: 1. — страх, настороженное отношение к тому, кто «не такой, как все»; 2. — внутреннее напряжение всего коллектива; 3. — безделье; 4. — зависть.
Люди, подвергшиеся моббингу, испытывают страдания, которые приводят к увольнению по собственному желанию или против него. Экономические и социальные последствия синдрома моббинга еще предстоит подсчитать. Но моббинг может существовать ровно столько, сколько ему позволяется. Руководство организации играет важную роль в предотвращении этого явления. В компании, где сформулированы цели, четко обозначены задачи сотрудников, создан здоровый психологический климат коллектива с грамотной организацией труда, а руководитель обладает умением избегать конфликтов и выстраивать конструктивные стратегии общения, вероятность возникновения этого явления бесконечно мала. Современные грамотные руководители поступают именно так. И в этом один из секретов их успешности!
В нашем агентстве моббинга не существует, всегда царит позитивная, рабочая атмосфера. Проблемы эмоционального насилия и давления, если они существуют, нужно решать как можно быстрее, чтобы это не привело к стрессу или психологическим травмам.
Причины для возникновения моббинга могут быть разными, и, наверное, невозможно их все перечислить. Нельзя и однозначно ответить на вопрос «кто виноват?». Возможно, что подчиненный не сумел зарекомендовать себя как серьезного, исполнительного и стрессоустойчивого сотрудника, который способен за себя постоять.
Моббинг может разрушить рабочую атмосферу, но я считаю, что это уже задача руководителя или директора — «пресекать на корню» любые подобные конфликты между своими сотрудниками. Проблему решить можно, если, например, создать внутренний устав, в котором будут прописаны правила поведения на рабочем месте (например, как
Я считаю, что для создания такой атмосферы нет ничего лучше, чем проводить больше времени в неформальной обстановке, например, выехать всей компанией на совместный отдых.
К моей большой радости с эмоциональным насилием на рабочем месте мне лично (ни в должности руководителя, ни в должности сотрудника) сталкиваться не приходилось. До сегодняшнего дня все, что мне известно о моббинге, черпалось из информационных источников: средств массовой информации, Интернета, книжных изданий об управлении персоналом и корпоративной культуре.
Причина возникновения ситуаций в коллективе, когда
Если подобная ситуация уже возникла, следует разобраться, в связи с чем или с кем она стала возможной, исходя из чего и принимать решение. Вариант увольнения («жертвы» или «террориста») я бы абсолютно исключать не стала.
© 2007–2023 Портал «Работа Град» — работа в Екатеринбурге, вакансии
Пишите: mail@rabotagrad.ru
Заходите: г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 37, офис 801.
Контакты | Тарифы и услуги | Обработка персональных данных
социальных сетях